Чилихаус в Гамбурге: клинкерный корабль

8bc18e9711d7bf4096ccd31502ce9b27.jpeg «Конторский дом» Чилихаус — символ Германии 1920-х и главная достопримечательность Гамбурга, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО — и самая знаменитая постройка из клинкера. 1.jpg

Северная Германия — страна кирпича: здесь уже тысячу лет это главный строительный материал. Из него возведены не только сельские домики, но и огромные готические соборы, которые не уступают красотой и величием своим каменным собратьям в других областях и странах. Поэтому и кирпич, особенно клинкерный, здесь и до наших дней делают очень долговечным и привлекательным. Он не теряет вида и прочности ни через десять лет, ни через век — что особенно важно в сыром и ветреном климате этой части Европы.

IMG_7610.jpg
1.jpg

Кирпич — древний материал, но именно на севере Германии в 1920-е годы зодчие, прекрасно знакомые с его качествами, придумали, как его использовать для новых, экспериментальных зданий — в духе своего времени с его восхищением большими скоростями, масштабами, амбициями. Так родился кирпичный экспрессионизм — выразительный архитектурный стиль, сочетающий возможности северонемецкого клинкера и опытных местных каменщиков, образы кирпичной готики и новейшие течения в архитектуре и искусстве.

photo_2020-09-10 14.34.04.jpg
1.jpg

Главным мастером этого стиля был Фриц Хёгер, а его самым важным сооружением стал «конторский дом» Чилихаус, удивительное сооружение в Гамбурге. Он был построен в 1922–1924 как первое здание нового «Конторского района», который появился вместо почти трущобной застройки недалеко от порта, центрального вокзала и складов знаменитого Шпайхерштадта. Ведь Гамбург, богатейший город Германии, еще в конце XIX века был хаотично застроен по средневековой схеме без всякой заботы об удобстве и здоровье своих жителей. Даже после катастрофического пожара в 1842 были восстановлены прежние границы землевладений, настолько мелких, что на месте Чилихауса тогда располагалось более 60 участков. Только после унесшей почти девять тысяч жизней эпидемии холеры в 1892 муниципальные власти задумались о перепланировке с помощью массового выкупа земли у собственников.

photo_2020-09-10 19.52.08.jpg
IMG_7300.jpg

Чтобы полностью исключить возвращение трущоб, было решено сменить назначение района — вместо жилья застроить его, говоря современным языком, офисными зданиями в расчете на обслуживающие огромный порт компании — судоходные, торговые, страховые. Это тоже было определенным новшеством — строительство конторских корпусов для сдачи в аренду по частям, а не конкретной фирмой для собственных нужд, началось лишь к концу XIX века. Генплан «Конторского района» подготовили с помощью конкурса в 1914–1915: улицы расширили и спрямили, а также добавили диагональные проезды. По новой схеме, каждый квартал должны были занять одно-два здания.

1.jpg

К строительству приступили уже после Первой Мировой войны, когда Германия была погружена в пучину экономического кризиса с невероятной гиперинфляцией. В ганзейском Гамбурге, с древности — важнейшем торговом городе Европы, тяжесть положения ощущалась особенно остро. Поэтому Чилихаус, первый дом в «Конторском районе», заметный из-за своего размера в масштабе всего Гамбурга, стал для жителей символом послевоенного возрождения глобальной торговли и надежд на будущее — еще и благодаря своему современному динамичному облику.

1.jpg
DSC01843-min.jpg

Его заказчиком был Генри Браренс Сломан, богатейший коммерсант Гамбурга. Англичанин по происхождению, он заработал состояние на добыче и поставке в Европу чилийской селитры — из Чили, где он провел в общей сложности 32 года. Свое конторское здание он хотел бы назвать Сломан-хаус, но такое в городе уже было, и весьма заметное — у его родственников, владельцев судоходной компании. Поэтому Сломан посвятил свою постройку стране, давшей ему богатство. Он приобрел два участка по сторонам переулка Фишертвите и заказал проект сразу нескольким архитекторам. Фриц Хёгер, к тому моменту — автор ряда крупных и эффектных клинкерных зданий в Гамбурге и вокруг него, предложил новаторский вариант, который показался и заказчику, и муниципалитету даже слишком смелым, но именно на него пал выбор.

IMG_20200128_145758.jpg
IMG_8910.jpg

Впрочем, архитектор во многом следовал за обстоятельствами: один из углов участка из-за новой диагональной улицы получился очень острым, и, чтобы не оставлять эту часть незастроенной, у здания появился его знаменитый «нос». Изящный изгиб южного «бока» постройки тоже повторяет контур землевладения, а вот во вполне прямоугольную «корму» вписано более ранее здание отделения полиции. Но в этом есть и лукавство: гамбургское строительное управление во главе с главным архитектором города Фрицем Шумахером было готово сделать очертания участка более удобными с помощью обмена площадью с соседним владением или как-то иначе, однако самого Хёгера привлекала возможность такой игры с кривыми линиями.

DSC06183-min.jpg
DSC06214-min.jpg

Вопросы к проекту у заказчика и властей возникли по двум основным пунктам: они опасались, что фасад с множеством окон будет выглядеть монотонно (всего их в здании, включая дворы, 2800), а ступенчатое завершение казалось им слишком новомодным.

IMG_8872.jpg
1.jpg

В Гамбурге с 1913 установили правило, что этажи выше 24 метров надо сдвигать назад от красной линии улицы под углом в 60 градусов, чтобы не закрывать соседям солнечный свет, но обычно это делали с помощью мансардной кровли, а не таких необычных пентхаусов. Еще одним камнем преткновения стал переулок Фишертвите, разрезающий участок пополам. Его Хёгер пропустил сквозь Чилихаус, устроив ради этого центральный двор с воротами в форме низких тюдоровских арок — как считается, форму прохода выбрал Сломан по образцу собственного дома, где она напоминала, очевидно, об английском происхождении владельца. Так в Чилихаусе появилось целых три двора вместо одного или двух, необходимых для освещения интерьеров.

DSC08869-min.jpg

Эти новшества заставили Фрица Хёгера 17 раз подавать проектную документацию для согласования в строительном управлении. Но все же строительство благополучно началось, а главный архитектор Шумахер даже создал небольшую площадь перед «носом» Чилихауса – чтобы его восточный угол, считающийся до сих пор самым острым в Европе, был хорошо виден.

1.jpg
IMG_8864.jpg

Но, несмотря на этот угол, Чилихаус никогда бы не удостоился поэтических сравнений с форелью, крылом или пером орла, орбитой планеты или развернувшимся на ветру знаменем, а главное — и самое важное для Гамбурга — с огромным океанским лайнером — если бы не материал фасадов, клинкер, и его неразрывная связь с общим замыслом архитектора.

IMG_8868.jpg
IMG_8906.jpg

Кирпич, как говорилось, типичен для севера Германии и для Гамбурга, поэтому Шумахер задумал «Конторский район» именно кирпичным. На фасады Чилихауса ушло, как считается, 4,8 миллиона штук клинкера с заводов в Бокхорне недалеко от Вильгельмсхафена, и это был не совсем обычный материал. Нам точно не известно, как он был приобретен, но довольный результатом Фриц Хёгер утверждал, что сам специально выбирал кирпич неровный, искривленный из-за сильнейшего жара при обжиге, пластичный, у которого традиционная красная поверхность получила от высоких температур радужные, синие, коричневые «блики». Такой клинкер, кстати, до сих пор можно найти на заводах Нижней Саксонии (Wittmunder Klinker, Torfbrandklinker).

DSC06245-min.jpg
DSC08903-min.jpg

Хёгер ценил северонемецкий кирпич невероятно высоко как раз за его разнообразие цвета и фактуры, чувственную тактильность. Архитектор считал, что из него через три поколения удастся построить на месте Гамбурга «большой ганзейский город будущего», но пока важно это кирпич рассматривать, гладить и трогать, пока его не поймешь и не полюбишь. Именно клинкер придает, считал автор Чилихауса, этому огромному зданию одновременно и окрыленность, и силу тяжести.

1.jpg
IMG_7308.jpg

Современники называли Хёгера мастером плетения из кирпича, что он в полной мере продемонстрировал. Главную роль на фасадах Чилихауса играл мелкий ритм вертикальных, почти готических профилей из поставленных под углом в 45 градусов друг к другу кирпичей. Благодаря такому решению в перспективном сокращении — то есть при взгляде вдоль фасада — множество окон, как будто растворяющих стену, исчезает, и вновь возникает цельное, пластичное «тело» здания. Трактовка архитектуры почти как скульптуры, а кирпича — как материала для ваяния — стали ключевыми чертами кирпичного экспрессионизма, именно в Чилихаусе воплотившегося впервые и наиболее ярко.

DSC08902-min.jpg
DSC08907-min.jpg

Поверхности фасадов кажутся живыми: на плоских участках использована нарядная бранденбургская кладка (два ложка — тычок), на первом этаже кирпич подчеркивает «контрфорсы», а выше из него сложены звезды, ромбовидные и кристаллические решетчатые узоры.

1.jpg

Этот огромный дом — первый небоскреб Гамбурга при высоте 42 метра, а при общей площади в 36 000 м2 — едва ли не крупнейшее здание Германии своего времени — выглядит от земли до конька крыши совершенно рукотворным и живым. Его фасады одновременно напоминают роскошный занавес и ювелирную филигрань.

1.jpg
IMG_20200131_150902.jpg

Тепло и энергию клинкера подчеркивает керамический декор работы Рихарда Куоля и его мастерской. Самые главные из их произведений — андский кондор, геральдическая птица Чили, на «носу» Чилихауса как у настоящего корабля, и небольшие ажурные павильоны по сторонам от этого угла — как будто вспененные волны, которые он рассекает (там сейчас открыт ресторан с говорящим названием The Brick, поэтому любой желающий может зайти внутрь).

IMG_2186.jpg
1.jpg

В керамической листве этих павильонов спрятались сова и пеликан, цапля и медведи, овца и пингвин: это и символический рассказ о природе Чили, и свободная фантазия наступающей эпохи ар деко.

1.jpg
DSC06239-min.jpg

Чилихаус принес всемирную славу Хёгеру, который затем построил еще немало зданий в Гамбурге, включая Шпринкенхоф через улицу от своего шедевра, и Брошек-хаус — в самом сердце города, а также сооружения в Берлине, Вильгельмхафене, Ганновере. Все они, конечно, были облицованы клинкером.

Но Чилихаус прославился и сам: сенсационные фотографии «с носа» быстро разлетелись по миру, и его одновременно стройный и четкий, энергичный и живой облик вдохновил художников и поэтов. Он даже стал главным героем рекламного плаката, изданного управлением по туризму Германии — наравне со знаменитыми соборами и дворцами. Это было в 1920-е, а в наши дни Чилихаус по-прежнему вмещает множество фирм и учреждений, но также входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и в хрестоматии по архитектуре, а главное — по-прежнему поражает воображение, причем его необычный клинкер совершенно не потерял своей выразительности за прошедшие почти сто лет. Местные жители называют Чилихаус самым красивым кирпичным зданием в мире — кажется, они совершенно правы.

1.jpg

Чилихаус (Chilehaus) в Гамбурге.

Архитектор: Фриц Хёгер,
Заказчик: Генри Браренс Сломан,
Общая площадь: 36 000 м2,
Завершение строительства: 1924,
Фото: АРХИТАЙЛ.

Продуктовая линейка

Torfbrandklinker Architektur Blauviolett Германия
Клинкерный кирпич
Размер
220x105x52
Цена (м²)
по запросу
Цена (шт.)
по запросу

Галерея