Музей Unterlinden в Кольмаре, Франция. «Внутренняя» красота клинкера на фасаде

Colmar_MusВe_Anke MБllerklein_DSC9117_20_56_59_46.JPGАрхитекторы Herzog & de Meuron раскололи 75 000 штук клинкра GIMA Ziegel пополам, чтобы облицевать «внутренней» стороной наружу фасады французского музея Unterlinden.

Кольмар — город в Эльзасе, исторической области на востоке Франции: она вытянулась вдоль Рейна и границы с Германией. Пограничное положение – причина сложной, но богатой истории, с переходом этой земли из рук в руки. По этой причине во французском Кольмаре хранится Изенгеймский алтарь — шедевр великого немецкого художника Маттиаса (Матиса) Грюневальда, мастера Северного Возрождения: в его время эти земли принадлежали германскому императору. Алтарь был написан для монастыря в эльзасском городке Изенгейм и быстро стал знаменитым; приобрести его хотели многие немецкие владетельные князья, но достался он — вместе со всей областью — Франции. В Великую Французскую революцию монастырь упразднили, а алтарь перевезли в более крупный Кольмар, где тот выставлен в музее Unterlinden — с момента его основания в 1853 в бывшем монастыре доминиканок.

Colmar_MusВe_Anke-MБllerklein_DSC7914_17.png
Colmar_MusВe_Anke MБllerklein_DSC7914_17.JPG

Изенгеймский алтарь, который также включает замечательные скульптуры Николауса Хагенауэра, обеспечивал музею приток посетителей, но в начале XXI века в Unterlinden образовалась и первоклассная коллекция современного искусства. Ее негде было показывать, поэтому в 2009 провели конкурс на реконструкцию и расширение музея. Его победителем стало бюро Herzog & de Meuron.

Перед архитекторами стояла сложная задача: средневековый монастырь, занятый Unterlinden, стоит на краю старого города с узкими улочками, церквями и фахверковыми домами; колорит здесь определяет типичный для Эльзаса красный песчаник. Эту атмосферу легко разрушить, тем более что требовалась немалая перестройка: с изначальным музеем надо было соединить роскошные муниципальные бани напротив. Это сооружение немецкой администрации 1906 года (тогда Эльзас вновь был германским) в 2003-м закрыли и передали Unterlinden. В результате резкая граница между древним центром Кольмара и окружающей его поздней застройкой прошла и через музейный ансамбль, объединивший теперь готический монастырь и бани в стиле Барокко.

Colmar_MusВe_Anke MБllerklein_DSC8285_91.JPG

Бюро Жака Херцога и Пьера де Мерона известно своим чувством контекста: они всегда ищут ответ на конкретную ситуацию, поэтому их сооружения редко похожи друг на друга. В Кольмаре они решили дополнить комплекс музея типичными для города элементами, при этом явно современными, не копирующими старые здания. Между монастырем и банями была создана новая площадь Unterlinden, через которую течет ранее скрытый в трубе канал Синн. Под ним проложена галерея, выводящая посетителя из старого здания в совершенно новый корпус, пристроенный сзади к баням. Этот корпус назван Акерхоф — как стоявшая когда-то на этом месте монастырская ферма, а силуэтом с двускатной кровлей он напоминает доминиканскую часовню, где выставлен Изенгеймский алтарь. Со стороны площади ансамбль завершает «маленький дом». На самом деле это фонарь, снабжающий солнечным светом подземную галерею и позволяющий заглянуть туда сверху прохожим. На его месте в XIX веке была мельница, и он напоминает традиционную хозяйственную постройку. Бани, новые сооружения и ограждающие стены образуют двор — как монастырь через площадь окружает свой клуатр: здесь тоже рифмуется старое и современное.

Colmar_MusВe_Anke MБllerklein_DSC8703.JPG

Ключевую роль в создании ансамбля «нового» музея Unterlinden сыграл выбор материалов. Сохранен типичный для городов Эльзаса красный тон: берега канала вымощены тем самым местным песчаником, кровли новых корпусов покрыты медью, но самое интересное — это поверхность фасадов и ограждающих стен. Для них архитекторы выбрали баварский клинкер GIMA Ziegel (его же они использовали для нового корпуса лондонской галереи Tate Modern 2016 года). Разнообразные цвета и фактуры GIMA Ziegel придает насыщенность любому фасаду, делает его не менее привлекательным, чем исторический.

Colmar_MusВe_Anke MБllerklein_DSC8066.JPG

В Кольмаре еще усилили качества этого материала: каждый из 75 000 пустотелых кирпичей формата 280х120х85 мм был вручную расколот пополам и уложен стороной раскола наружу. Необычная рельефная поверхность фасадов — ответ на старый камень и вековые наслоения штукатурки у доминиканского монастыря. Цвет клинкера специалисты GIMA Ziegel разработали совместно с архитекторами на основе имевшегося в ассортименте Breno FKG Typ 1. Он назван в честь города, колоритом которого он вдохновлен: Colmar Breno FKG Typ 1. Точное соответствие оттенков клинкера с замыслом Herzog & de Meuron обеспечили продуманное использование при обжиге угля и соли, а также особая атмосфера, поддерживаемая в печи.

Colmar_MusВe_Anke MБllerklein_DSC8036.JPG

Большие поверхности фасадов — их прорезает всего несколько стрельчатых окон — потребовали использования деформационных швов. По своим горизонтальным швам кладка укреплена специально изобретенными для проекта анкерами, которые реагируют на вызванное изменениями температуры расширение. До применения в Кольмаре такой анкер по инициативе GIMA Ziegel прошел испытания в Дрезденском техническом университете.

Colmar_MusВe_Anke MБllerklein_DSC8212.JPG Двор новой части музея и площадь Unterlinden вымощены клинкерной брусчаткой GIMA Ziegel размера 240х120х85 мм, совпадающей по тону с фасадами — Breno FKG Typ 1.
Colmar_MusВe_Anke MБllerklein_DSC9263.JPG Музей Unterlinden в Кольмаре: реконструкция и расширение.

Заказчик: город Кольмар (Франция),
Архитекторы: Herzog & de Meuron (Швейцария),
Инженерный проект фасадов: PP Engineering GmbH (Австрия),
Кирпич на фасадах: пустотелый клинкер GIMA Ziegel 280х120х85 мм специального цвета Colmar-Breno FKG Typ 1 (Германия),
Мощение:: клинкерная брусчатка GIMA Ziegel 240х120х85 мм цвета Breno FKG Typ 1 (Германия),
Завершение проекта: 2015,
Фотографии: Anke Müllerklein (Германия),
Компания АРХИТАЙЛ:официальный представитель GIMA Ziegel в России.

Галерея