Арт-центр Z33 в Хасселте. Винные оттенки кирпича
Кирпич ручной формовки Petersen Z33 назван в честь арт-центра Z33 в городе Хасселт на севере Бельгии: он был создан именно для его фасадов. Этот центр современного искусства с фокусом на творчестве молодых художников и дизайнеров был основан в 2002, но его архитектурная история — гораздо дольше.
На треугольном участке в историческом центре Хасселта в XVIII веке построили бегинаж, комплекс общины бегинок — женщин, удалившихся от мира, но не принявших монашеский обет. Согласно традиции, его здания располагались по периметру квартала, внутрь которого можно было попасть лишь через ворота. Община прекратила существование в XIX веке, а в 1944 году ее здания сильно пострадали от бомбардировок. После войны в уцелевших постройках разместили муниципальные учреждения, а вместо разрушенных частей возвели выставочный зал и школу. И старые, и новые здания, а также окружающая застройка — кирпичные, что характерно для этой части Европы.
Арт-центр Z33, несмотря на свою «молодость», быстро приобрел известность, масштаб его деятельности рос, поэтому выставочный зал середины прошлого века и исторические корпуса бегинажа скоро стали ему тесны и неудобны. К счастью, соседствовавшая с ним школа переехала в другую часть города, и ее опустевшее здание удалось купить под снос — чтобы заменить новым крылом Z33. Конкурс на проект этого сооружения в 2011 выиграла Франческа Торцо, итальянский архитектор, известный своим исследовательским и в то же время смелым и новаторским отношением к строительным материалам.
Торцо задумала в своем здании отдать дань архитектурной традиции бегинажа — закрытого со стороны города комплекса. В уличном фасаде ее постройки нет окон, лишь два открытых дверных проема по краям, ведущих в маленькие дворики. Такая стена требовала особого материала. Кирпич был очевидным выбором, учитывая окружающую застройку — но какой именно?
Торцо остановилась на продукции датского завода Petersen Tegl, известной своими высоким качеством и разнообразием, но все же ее не до конца устраивал выбранный из имевшегося ассортимента цвет. Во время обеда с руководством завода она обратила внимание на тон предложенного ей красного вина — почти такой, как ей нужен был для кирпича. Но Торцо хотела получить оттенок светлей, попросила принести молока и воды, прямо в бокале смешала три жидкости и добилась нужного цвета — темно-розового с красновато-коричневым оттенком.
Специалисты Petersen Tegl всегда готовы сотрудничать с архитекторами и заказчиками, разрабатывая кирпич для конкретного проекта, поэтому даже «задание» в виде бокала с вином, молоком и водой их не смутило. Они изготовили кирпич ручной работы нужного цвета из смеси датской и немецкой глины. Он родственен кирпичу старых домов Хасселта, но и отличается от них — не только тоном, но и формой: он ромбовидный, по сути это нечто среднее между кирпичом и плиткой, его формат — 130x200x37 мм.
Торцо с ее вниманием к материалу и материальности хотела получить «настоящую» стену, поэтому фасады арт-центра сделаны из двух стен с зазором между ними, внешняя, сложенная из кирпича с раствором — «холодная», внутренняя — «теплая». Необычный кирпич применен не только на фасадах, но и в небольших патио, световых колодцах, обеспечивающих все помещения дневным светом.
Архитектор стремилась свести к минимуму деформационные швы, чтобы добиться цельного впечатления от фасада, напоминающего необычную ткань с геометрическим узором и богатством колорита.
Обновленный Z33 открылся в 2019-м, но широкое внимание проект привлек гораздо раньше. Поэтому кураторы 16-й венецианской биеннале пригласили Франческу Торцо принять участие в этой главной в мире архитектурной выставке, состоявшейся в 2018 году. Та решила показать Z33 в виде «скульптур» из необыкновенного кирпича Petersen Z33, который смогли увидеть в Венеции сотни тысяч посетителей со всей планеты. Экспонатами стали фрагменты фасада в масштабе 1:1, а также макеты 1:5 и 1:10.
Сам недавно открывшийся арт-центр тоже стал предметом восхищения профессиональной общественности: «звезда» мировой архитектуры британец Дэвид Чипперфилд, известный своим очень придирчивым отношением к качеству материала, включил статью о Z33 в первый номер знаменитого журнала Domus за 2020-й, когда стал на этот год его приглашенным редактором.
Заказчик: провинция Лимбург, арт-центр Z33 (Бельгия),
Архитекторы: Francesca Torzo architetto (Италия),
Конструкторы: Conzett Bronzini Partner (Швейцария), ABT België (Бельгия),
Площадь: 4 664 м2,
Завершение проекта: 2019 год,
Кирпич: специальный кирпич (плитка) ручной работы Petersen Z33 производства Petersen Tegl, формат 130x200x37 мм (Дания).