Офисное здание Turnmill в Лондоне. Кирпич в Лондоне: вчера и сегодня
Офисное здание в традиционно «кирпичном» лондонском районе Clerkenwell получило фасад из кирпича ручной работы Petersen Kolumba трех специально разработанных оттенков и 27 специальных форм.
Деловой комплекс Turnmill на углу одноименной улицы служит воротами района Clerkenwell, известного центра IT- и креативных индустрий. Многочисленные пешеходы спешат мимо его фасада на находящийся в 200 метрах вокзал Фаррингдон — или направляются оттуда в город. Такое заметное расположение офисного здания потребовало от его архитекторов, Piercy&Company, и девелопера, Derwent London, особого внимания к облику новостройки – учитывающему и исторический контекст, и современные тенденции. Выбор материалов был важным вопросом с самого начала: «Кирпич должны были использовать изначально. Это классический материал для Clerkenwell, в отличие от Лондонского Сити к востоку, где все из стекла и стали. Но этот кирпич также должен быть особенным, поэтому о кирпиче машинной формовки даже не могло идти речи», – поясняет архитектор Стюарт Пирси. Девелопер предложил использовать продукцию датской компании Petersen Tegl – кирпича ручной работы с поверхностью «вассерштрих» Kolumba. Этот тип длинного ригельного кирпича был создан в 1997 Петером Цумтором для его музея Kolumba в Кёльне.
Рис 1. Все оконные проемы скошены с одной стороны. Угол скоса определен по радиальным линиям из двух точек внутри здания. Поэтому фасад выглядит с некоторых точек зрения монолитным, а с других — полностью стеклянным. Скосы также впускают в интерьер много дневного света.Кирпич — очень характерный для района Clerkenwell материал, из него построены его многочисленные исторические склады. Кирпичным был и корпус конюшен, уступивший сейчас место Turnmill. Архитекторы сначала хотели выбрать материал темного тона, но он бы неудачно контрастировал с фасадами из песчаника стоящего рядом здания суда XVIII века. Однако нужных оттенков у ригельного кирпича Kolumba не было, поэтому для проекта их создали специально. В ходе работы над ними в Дании использовали макеты фасада в формате 1:1, однако оказалось, что скандинавский свет отличается от лондонского, и пришлось провести дополнительные «полевые испытания» на месте строительства. Архитекторам и застройщикам пришлось посетить завод Petersen Tegl пять раз, чтобы окончательно согласовать все нюансы по кирпичу. Только после этого были выбраны три кремовых и бежевых оттенка, использованных на фасаде в виде микса, избегая соседства двух одинаковых по цвету кирпичей.
Рис 2. Здание суда 1780 года, построенное примерно за десятилетие до того, как завод Petersen Tegl начал производить кирпич в Дании, облицовано изысканным светлым песчаником разных оттенков. Рис 3. Архитекторы и девелопер сначала планировали использовать темно-серый кирпич Kolumba, близкий к старым железнодрожным постройкам по соседству, но в итоге выбрали более светлый оттенок.Фасад Turnmill — 55 метров в длину, что необычно много для масштаба окружающей застройки. Поэтому комплекс при взгляде с улицы как будто разделен на две части, по образцу скульптуры Барбары Хепуорт «Изогнутая форма (Дельфы)». В сердцевину получившегося С-образного объема архитекторы вставили остекленный вестибюль-атриум, стены которого тоже покрыты кирпичом Kolumba. Углы здания закруглены, там помещены окна «промышленного» масштаба – как у типичных складов Clerkenwell. Кроме того, архитекторы для придания фасаду еще большей пластичности использовали «раскошенные» наружу глубокие оконные проемы (это также улучшило виды на город из офисов).
Такое разнообразие форм потребовало использования 27 видов специального кирпича (порядка 17 000 штук из более 85 тысяч единиц кирпича Kolumba, необходимых для проекта). В их числе были два блока с номером дома, дизайн которых выполнил Лукас Томсен — представитель уже девятого поколения владельцев кирпичного завода Petersen Tegl, основанного этой семьей на юге Дании еще в 1791.
Каждый кирпич Kolumba уникален благодаря «органическим» следам процесса производства — шершавая поверхность, отпечатки пальцев на кирпиче. Благодаря этому облицованный им фасад Turnmill выглядит, как благородная ткань, живая и совсем не однообразная. «Римский», вытянутый формат этого кирпича (528 x 108 x 37 мм) подчеркивает горизонтальную динамику фасадов – к чему стремились архитекторы. С этой же целью они заглубили горизонтальные швы, а вертикальные, напротив, замаскировали, полностью заполнив раствором.
Офисный комплекс производит впечатление солидного сооружения — как исторические склады вокруг, однако его фасад – не несущий. По этой причине над окнами помещены бетонные перемычки (они также облицованы кирпичом Kolumba), соединенные с железобетонным каркасом здания.
Бизнес-центр Turnmill с современным обликом занял свое место в исторической среде благодаря своему фасаду из кирпича Kolumba: вписался в окружающую его индустриальную застройку позапрошлого столетия и одновременно «пришел к согласию» с парадным зданием XVIII века рядом.
Рис. 8. С террасы на крыше открывается замечательный вид на город. Вдали — собор Святого Павла.
Архитекторы: Piercy&Company
Инженеры (фасад): Montrésor Partnership
Консультанты по кирпичному фасаду: Arup
Инженеры-конструкторы: AKT II
Инженеры (сети): AECOM
Субподрядчик по кирпичному фасаду: Swift
Кирпич: Petersen Kolumba специальных цветов F56, F58, F59 и 27 типов специального кирпича
Фотографии: Philip Vile, Hufton & Crow, Jack Hobhouse