Новый корпус Tate Modern Gallery, Лондон. Пластичный фасад из клинкера

24.jpg

Новому корпусу лондонской Tate Modern Gallery архитекторы Herzog & de Meuron дали экспериментальный фасад из клинкера GIMA: эта ажурная «вуаль» днем пропускает солнечный свет в залы, а ночью светится изнутри.

PR_London_TM_Anke MБllerklein__DSC9731_33_39_44_9617.jpg

Лондонская Tate Modern Gallery – самый крупный и посещаемый музей современного искусства в мире, а в Великобритании это еще и самая популярная достопримечательность: в 2018 там побывало 5,86 млн человек. Невероятная притягательность Tate Modern во многом – заслуга архитектуры: перестроенное в 2000 году швейцарцами Herzog & de Meuron здание электростанции Бэнксайд поражает не только масштабом, но и сочетанием индустриальной неоклассики середины XX века с современными элементами.

Но уже через несколько лет после открытия музею понадобились новые площади: посетителей оказалось слишком много. Поэтому в 2016 рядом построили его второй корпус – также по проекту Жака Херцога и Пьера де Мерона. Перед архитекторами стояла сложная задача: не только решить утилитарные проблемы с площадями и логистикой, но и привести к единству и гармонии историческую электростанцию и новое здание Tate Modern. Вскоре после начала проектирования авторы обратились к кирпичу как к идеальному материалу для своих целей. Им облицованы фасады Бэнксайд, а еще он очень характерен для Лондона – как исторического, так и нового: так решился вопрос игры с контекстом, всегда важный для Herzog & de Meuron.

1.jpg
2.jpg

Швейцарские архитекторы задумали 11-этажное здание высотой 64 м и общей площадью 23 600 м2. Его форма в виде усеченной асимметричной пирамиды, как будто закрученной по спирали, стала ответом на сложность участка и на статичную архитектуру соседней электростанции. Затем такую крупную и сложную постройку требовалось закрыть кирпичным фасадом, причем в максимально краткие сроки. Расчеты показали, что обычный способ кладки потребует пяти лет работы, которых у заказчика не было. Выходом стал новаторский – всепогодный – способ монтажа, однако материал был выбран проверенный временем: немецкий клинкер GIMA (Girnghuber GmbH) производят на заводе в Баварии уже более ста лет. Его высокое качество, уникальная устойчивость к влажности, перепадам температуры и другим капризам лондонского климата дают уверенность в том, что фасад лондонского музея будет радовать глаз много десятилетий.

15.jpg

Для нового корпуса Tate Modern архитекторы совместно со специалистами GIMA разработали специальный цвет TM2 для кирпича квадратного формата 215x215x69 мм. Для достижения нужного тона не используется ни ангоб, ни покрытие краской: клинкер GIMA приобретает окраску при обжиге, это естественный тон глины, поэтому цвет одинаков как внутри, так и снаружи каждого кирпича. Чтобы добиться привлекательной и равномерной игры колорита, в каждой партии клинкера до обжига задавался процент более темных, более светлых и средних по тону кирпичей, а потом их чередовали на фасаде.

19.jpg

Метод монтажа, в отличие от привычной кладки, требовал большой точности, с допуском плюс-минус 2 мм, без деформационных швов. С учетом угловатой и складчатой формы здания это требовало особых усилий, поэтому подрядчики изобрели для разбивки особые 3D-инструменты. Зато такой монтаж можно вести в любую погоду, поэтому фасад был полностью создан всего за 18 месяцев, с августа 2014-го по февраль 2016-го. До начала работ были проведены три серии экспериментов, включая создание макета (мокапа) в масштабе 1:1.

Каждые два кирпича соединялись полимеризованным раствором в блок высотой 145 мм, а между собой блоки монтировались с помощью эластомерных вставок, штифтов из нержавеющей стали и полимерных швов. Выбрана была фламандская схема кладки, как на исторических фасадах электростанции Бэнксайд, только у нового корпуса Тейт Модерн вместо тычковых кирпичей – проемы, чтобы получилась «перфорация». В часть этих отверстий вставлены кронштейны, с помощью которых кладка крепится к железобетонной конструкции здания.

12.jpg

Архитектурные критики называют этот пластичный клинкерный фасад вуалью, а сами Херцог и де Мерон сравнивают его с вязаной поверхностью, фактуру которой определяют рельеф и плотность. Нижняя часть стен сделана непроницаемой, а особое впечатление создают многочисленные углы и складки. Покрывая сложные наклонные поверхности, кирпичи монтировали ступенями, и это придавало дополнительное богатство фактуре. Чтобы не терять этот насыщенный рельеф фасада в вертикальных, отвесных участках, там чередовали ряды кирпича: они то выступают вперед, то заглублены относительно «красной линии».

Всего типов покрытия фасада пять, в зависимости от участка стены: отвесное ажурное со ступенчатой кладкой и такое же наклонное, отвесное монолитное с гладкой кладкой и такое же наклонное, а также отвесное монолитное со ступенчатой кладкой. Всего для фасада площадью 11 790 м2 было использовано 336 000 штук кирпича, в том числе 130 видов специального формата. Специальный кирпич, а также разрезанный для получения нужного размера стандартный для проекта формат 215x215x69 мм были необходимы для выкладки всех поворотов и изгибов формы. Фасад крепится к несущей конструкции на 11 500 кронштейнах 400 типов.

3.jpg
4.jpg

Получившаяся поверхность днем пропускает в интерьер солнечный свет, а ночью светится изнутри, как удивительный городской маяк. Путеводная роль здесь неслучайна: это сооружение видно с севера, из центра Лондона, из-за крыши электростанции. Оно впервые позволило горожанам и туристам, перейдя Темзу по мосту Нормана Фостера, пройти Tate Modern насквозь: через знаменитый Турбинный зал, затем – по мостику в новый корпус, и в конце выйти с юга, в район Саутарк. Так этот центр современного искусства еще плотней вписался в окружающую городскую среду.

1.jpg

Задуманная архитекторами игра точек зрения, проницаемых и непрозрачных частей, углов и выступов была бы невозможна без использования клинкера GIMA: его благородные колорит и поверхность прекрасно отвечают радикально новому подходу Херцога и де Мерона, но также сохраняют в себе вековую традицию строительства из кирпича. Недаром новый корпус кажется таинственной исторической постройкой, лишь в наше время переделанной под музей – хотя на самом деле ему пока нет и пяти лет. Так достигнута цель архитекторов, желавших избежать разделения Tate Modern на первую и вторую фазы: электростанция 1950-х и постройка наших дней обрели благодаря клинкеру GIMA задуманное авторами единство образа.

9.jpg

Заказчик: Tate Gallery (Великобритания)
Архитекторы: Herzog & de Meuron (Швейцария)
Фасад: Ramboll UK (Великобритания) и Billings Design Associates (Ирландия)
Завершение проекта: 2016
Кирпич: клинкер GIMA ZIEGEL (Girnghuber GmbH) специального цвета TM2 и формата 215х215х69 мм, а также 130 видов специального формата (Германия)
Фотографии: Anke Müllerklein (Германия)

Галерея