Комплекс «Арт Хаус» в Москве. Кирпичный дух места
![Janinhoff Klinkermanufactur (9).jpg Janinhoff Klinkermanufactur (9).jpg](/upload/medialibrary/14c/7jacnepemruhns9kzteejt9b51v2b0o6.jpg)
В районе Воронцова поля и Яузского бульвара столичной парадности почти нет, зато сохранился дух старой Москвы – очень разнообразной, тихой и зеленой. Здесь за любым поворотом переулка может скрываться подарок для любителя архитектуры, к числу которых в 2012 добавился еще один экспонат: комплекс «Арт Хаус» по проекту «Сергей Скуратов Architects».
![6.jpg 6.jpg](/upload/medialibrary/baa/n3jjk8rc1z6o28gde910via7n2wu5vzt.jpg)
Это первый объект в масштабном замысле компании State Development: проект «Арт Квартал» площадью 510 гектаров на Яузе предназначен для творческих людей и институций сферы искусства, но это также и новая по качеству среда для всех горожан. Большое значение в создании этой новизны играет смелая, качественная, глубоко индивидуальная архитектура – совсем как у «Арт Хауса».
![Janinhoff Klinkermanufactur (5).jpg Janinhoff Klinkermanufactur (5).jpg](/upload/medialibrary/eee/zv265c0pxw1hnntr5fibah59hcx8youy.jpg)
Эти два корпуса на берегу Яузы необычны даже по меркам этого богатого на архитектурные сюрпризы района. Они появились как безапелляционно современные «объекты искусства», напоминающие при этом об архетипическом городском доме: средняя этажность, двускатная кровля, кирпичные стены, ряды окон. Но с первого взгляда понимаешь, что эта «обычность» только подчеркивает отличия.
![Janinhoff Klinkermanufactur (10).jpg Janinhoff Klinkermanufactur (10).jpg](/upload/medialibrary/ee3/drzz1zg44tvay0mnwtyfpzthm3r6tiry.jpg)
Количество деталей, многообразных и обильных в соседних постройках, здесь сведено к минимуму, а насыщенный темный цвет фасадов еще усиливает цельность формы: образ «Арт Хауса» строится на динамичном, уходящем от ортогональности силуэте, два его корпуса кажутся тенями, отпечатками на фоне города и неба. Это архитектура как скульптура, где пластика важнее всего. Современные здания в старой части города часто включают в себя отсылки к истории, но очень редко эти отсылки сделаны с такой экспрессией, как здесь. Дома, внедрившись в глубь культурного слоя, стоят значительно ниже уровня улицы и окружены характерными «раскопами», как у 500-летних храмов и палат. Они вырастают из почвы совершенно органически, недаром сам Сергей Скуратов сравнил их с грибами, основание ножки у которых неровно и покрыто комьями земли, а выше постепенно выглаживается (к этой метафоре мы еще вернемся).
![5.jpg 5.jpg](/upload/medialibrary/29b/ups18kdj503kah8z5yxtwudojus5ljip.jpg)
Одновременно «Арт Хаус» – вполне функциональное сооружение, с качественными, продуманными интерьерами. Первые этажи, заглубленные в грунт и потому получившие дополнительные квадратные метры, предназначены под художественные галереи и подобные учреждения, выше расположены квартиры с высокими потолками, сопоставимыми со стандартом лучших доходных домов рубежа XIX – XX веков, поэтому здесь можно легко обустроить художественную мастерскую – это же «Арт Хаус» в «Арт Квартале», любой найдет здесь вдохновение для занятий искусством! Это, как и все дома «Сергей Скуратов Architects», не просто жилье, но определенный сценарий жизни, где имеет значение каждая деталь.
![Janinhoff Klinkermanufactur (6).jpg Janinhoff Klinkermanufactur (6).jpg](/upload/medialibrary/bd4/8l00rnjmld6oay0iwestmpx2uz8zo9ig.jpg)
Важнейшую роль здесь играет облицовка фасадов. Сергей Скуратов очень ценит кирпич, хорошо знает и мастерски использует его свойства, а также предпочитает в своих проектах «мономатериальность», обычно фокусируясь на одном материале и выявляя все его лучшие качества, его характер. Но даже в портфолио Скуратова сложно найти второй настолько выразительный проект, как «Арт Хаус». Пластический замысел оживает, раскрывается, поражает воображение зрителя именно благодаря кладке фасадов, которой – ожидаемо – было уделено при проектировании и строительстве очень большое внимание.
Для проекта был выбран клинкерный кирпич из кольцевой печи, который изготовляют на заводе Gillrath (входит в концерн Janinhoff): это 150-летнее семейное производство на западе Германии, в Рейнской области, на границе с Нидерландами. Кольцевая печь, где обжиг ведется при температуре до 1200 °C в течение 12–15 дней, дает клинкеру беспримерные по богатству колорит и фактуру. Особенность продукции Gillrath – пластические, изогнутые кирпичи, которые приобрели такую форму от крайне высокой температуры обжига. От сильнейшего жара они также получают стекловидные или напоминающие металл участки поверхности: блестящие черные или золотистые. В печи кирпичи порой сплавляются друг с другом: так возникают контактные пятна, также превращающие каждый экземпляр клинкера Gillrath в уникальный.
![Janinhoff Klinkermanufactur (11).jpg Janinhoff Klinkermanufactur (11).jpg](/upload/medialibrary/e52/wsbmsf8ee3zfx336kssrremlex7bt82b.jpg)
![Janinhoff Klinkermanufactur (8).jpg Janinhoff Klinkermanufactur (8).jpg](/upload/medialibrary/280/uvt3lyhyxb12sjp3uzdjek97a6emjaua.jpg)
Строительство «Арт Хауса» завершилось более 10 лет назад, еще в 2012-м, но кирпич на его фасадах выглядит идеально, как будто комплекс возвели вчера. Сложный климат и экологические проблемы мегаполиса никак не изменили вид и физическое состояние клинкерной кладки: «Арт Хаус» остается точно таким, каким задумал его архитектор.
Сергей Скуратов, работая над проектом, использовал его укорененность в грунте, культурном слое (то самое расположение ниже уровня улицы) для «органической» метафоры, которую мы уже упоминали выше. Он сравнивает свои два дома с грибами, неразрывно связанными с почвой, из которой они вырастают. Поэтому архитектор изначально, еще изучая продукцию на заводе Gillrath, решил обогатить кладку нижней части фасадов «кривыми», выступающими кирпичами, как будто это основание ножки гриба с комьями земли, обрывками грибницы и прочими неровностями. Выше таких кирпичей становится меньше – «гриб» выглаживается: их сменяют поблескивающие как металл кирпичи с оплавленной поверхностью.
Такой индивидуальный, кастомизированный подход к облицовке фасада возможен только благодаря ручной сортировке кирпича, которой занимаются на заводе Gillrath. Многолетний опыт сотрудников этого предприятия позволяет обеспечить заказчику именно тот цвет и фактуру, которая выбрана им для проекта. То же касается и процента «кривых» кирпичей на каждом конкретном квадратном метре фасада.
Важно особо остановиться на технических решениях (и достижениях), которые позволили воплотить в жизнь архитектурный замысел. Если стены «башни» в глубине квартала получили облицовку клинкером по системе вентилируемого фасада, то его кровля, как и кровля и фасады протяженного здания вдоль Яузы, покрыты клинкером по кардинально иной технологии (полученное в результате единство облицовки и дает «Арт Хаусу» его глубоко цельный и выразительный облик).
Чертежи московских архитекторов детализировало немецкое инженерное бюро: по ним было изготовлено около 200 бетонных элементов разных размеров и форм для стен, кровли и откосов. В ходе их производства от лицевой поверхности кирпича отпиливалась плитка толщиной 25 мм и выкладывалась внешней поверхностью вниз в формы, затем формы заливались бетоном, и плитка оказывалась интегрирована в готовые изделия. Эти облицовочные элементы крепились на стальные направляющие поверх слоя утеплителя (оба корпуса возведены из монолитного бетона толщиной 250 мм – и стены, и кровля).
Для крыши и фасадов схему кирпичной кладки разработали совместно с немецкими специалистами и строго ее придерживались. Скуратов оценил ее первый «эскиз» еще на заводе и тщательно следил за реализацией на стройплощадке. В основе – три цвета: красно-терракотовый, серо-серый и коричневый. Пропорция, в которой они сочетаются, меняется в зависимости от корпуса («башня» и протяженное здание вообще отличаются друг от друга) и высоты этажа. Так возникает действительно органическая, совершенно не монотонная, но при этом – что заложено самой природой кирпича – единая ритмически и визуально поверхность фасадов, усиливающая формальную композицию проекта.
![Janinhoff Klinkermanufactur (7).jpg Janinhoff Klinkermanufactur (7).jpg](/upload/medialibrary/4ee/5unou9vd9bm70kt3nmar6lu0pm8l0107.jpg)
Клинкером облицован и стилобат, объединяющий оба корпуса и скрывающий под собой подземную парковку. На уровне земли кирпич дополнен сталью COR-TEN® с ее узнаваемым бархатистым слоем ржавчины. Она оформляет въезд в гараж, его вытяжки, ворота трансформаторных, цокольные и подпорные стенки «башни». Ржавая поверхность формируется у этой специальной, весьма прочной стали быстро, но глубже коррозия не проникает: внешний слой защищает металл от дальнейшей порчи, поэтому COR-TEN® можно использовать именно так, как сделано в «Арт Хаусе» – на уровне земли, во влажной среде, в том числе в ландшафтном дизайне.
Роскошные поверхности, радующие глаз и ладонь, сочетающие традиционный ремесленный подход и тщательный ручной труд с возможностями новейших технологий, привлекают к «Арт Хаусу» внимание в самом начале знакомства и остаются в памяти навсегда. Название дано ему удачно: это действительно высокохудожественный объект, важное дополнение к ландшафту города, стимул для развития района между Яузским бульваром и Серебрянической набережной и замечательное произведение архитектуры, от общего силуэта до каждого клинкерного кирпича.
![DSC05601 (1) 2.jpg DSC05601 (1) 2.jpg](/upload/medialibrary/55f/ske3w5awvs8dtn84xzk4ckb6jlss2784.jpg)
Комплекс «Арт Хаус» в Москве
Заказчик: State Development (Россия)Архитекторы: «Сергей Скуратов Architects» (Россия)
Клинкерный кирпич из кольцевой печи завода Gillrath (входит в концерн Janinhoff) (Германия).
Строительство: 2007–2012.Номинант Urban Awards 2017
Награды
Номинант Urban Awards 2017
Дом года 2013
Лауреат премии «Золотое Сечение-2013»
Лауреат независимой премии в области Российской архитектуры “ARX AWARDS-2006” в номинации «Проект здания/комплекса».
Диплом 1 степени АРХ МОСКВА 2006 в номинации «Лучший проект»
Продуктовая линейка
Галерея
Читайте также
![](/upload/resize_cache/iblock/fdd/400_400_2/fdde2e95bb3fbd9db8bb7d3d5409b06f.jpg)
тысячи человек, но только...