Арт-центр Z33 в Хасселте. Винные оттенки кирпича

1111.jpg Специально разработанный датским заводом Petersen Tegl для арт-центра на севере Бельгии ромбовидный кирпич Petersen Z33 стал экспонатом на биеннале в Венеции: образцом для его необычного розово-бордового цвета были смешанные архитектором Франческой Торцо красное вино и молоко.
francesca-torzo-6.jpg
francesca-torzo-9.jpg

Кирпич ручной формовки Petersen Z33 назван в честь арт-центра Z33 в городе Хасселт на севере Бельгии: он был создан именно для его фасадов. Этот центр современного искусства с фокусом на творчестве молодых художников и дизайнеров был основан в 2002, но его архитектурная история — гораздо дольше.

gion balthasar von albertini3.jpg
12.jpg

На треугольном участке в историческом центре Хасселта в XVIII веке построили бегинаж, комплекс общины бегинок — женщин, удалившихся от мира, но не принявших монашеский обет. Согласно традиции, его здания располагались по периметру квартала, внутрь которого можно было попасть лишь через ворота. Община прекратила существование в XIX веке, а в 1944 году ее здания сильно пострадали от бомбардировок. После войны в уцелевших постройках разместили муниципальные учреждения, а вместо разрушенных частей возвели выставочный зал и школу. И старые, и новые здания, а также окружающая застройка — кирпичные, что характерно для этой части Европы.

Olmo Peeters_1.jpg

Арт-центр Z33, несмотря на свою «молодость», быстро приобрел известность, масштаб его деятельности рос, поэтому выставочный зал середины прошлого века и исторические корпуса бегинажа скоро стали ему тесны и неудобны. К счастью, соседствовавшая с ним школа переехала в другую часть города, и ее опустевшее здание удалось купить под снос — чтобы заменить новым крылом Z33. Конкурс на проект этого сооружения в 2011 выиграла Франческа Торцо, итальянский архитектор, известный своим исследовательским и в то же время смелым и новаторским отношением к строительным материалам.

Olmo Peeters.jpg
Olmo-Peeters---Z33-nr1---HR-15.1585664513.0728.jpg

Торцо задумала в своем здании отдать дань архитектурной традиции бегинажа — закрытого со стороны города комплекса. В уличном фасаде ее постройки нет окон, лишь два открытых дверных проема по краям, ведущих в маленькие дворики. Такая стена требовала особого материала. Кирпич был очевидным выбором, учитывая окружающую застройку — но какой именно?

Торцо остановилась на продукции датского завода Petersen Tegl, известной своими высоким качеством и разнообразием, но все же ее не до конца устраивал выбранный из имевшегося ассортимента цвет. Во время обеда с руководством завода она обратила внимание на тон предложенного ей красного вина — почти такой, как ей нужен был для кирпича. Но Торцо хотела получить оттенок светлей, попросила принести молока и воды, прямо в бокале смешала три жидкости и добилась нужного цвета — темно-розового с красновато-коричневым оттенком.

francesca-torzo-2.jpg
gion balthasar von albertini4.jpg

Специалисты Petersen Tegl всегда готовы сотрудничать с архитекторами и заказчиками, разрабатывая кирпич для конкретного проекта, поэтому даже «задание» в виде бокала с вином, молоком и водой их не смутило. Они изготовили кирпич ручной работы нужного цвета из смеси датской и немецкой глины. Он родственен кирпичу старых домов Хасселта, но и отличается от них — не только тоном, но и формой: он ромбовидный, по сути это нечто среднее между кирпичом и плиткой, его формат — 130x200x37 мм.

13.jpg
3177353_z33courtyardtreefrancescatorzoarchitecturalreview.jpg

Торцо с ее вниманием к материалу и материальности хотела получить «настоящую» стену, поэтому фасады арт-центра сделаны из двух стен с зазором между ними, внешняя, сложенная из кирпича с раствором — «холодная», внутренняя — «теплая». Необычный кирпич применен не только на фасадах, но и в небольших патио, световых колодцах, обеспечивающих все помещения дневным светом.

15.jpg
16.jpg

Архитектор стремилась свести к минимуму деформационные швы, чтобы добиться цельного впечатления от фасада, напоминающего необычную ткань с геометрическим узором и богатством колорита.

Обновленный Z33 открылся в 2019-м, но широкое внимание проект привлек гораздо раньше. Поэтому кураторы 16-й венецианской биеннале пригласили Франческу Торцо принять участие в этой главной в мире архитектурной выставке, состоявшейся в 2018 году. Та решила показать Z33 в виде «скульптур» из необыкновенного кирпича Petersen Z33, который смогли увидеть в Венеции сотни тысяч посетителей со всей планеты. Экспонатами стали фрагменты фасада в масштабе 1:1, а также макеты 1:5 и 1:10.

francesca-torzo-3.jpg
francesca-torzo-7.jpg
Новое крыло арт-центра Z33, Хасселт.

Сам недавно открывшийся арт-центр тоже стал предметом восхищения профессиональной общественности: «звезда» мировой архитектуры британец Дэвид Чипперфилд, известный своим очень придирчивым отношением к качеству материала, включил статью о Z33 в первый номер знаменитого журнала Domus за 2020-й, когда стал на этот год его приглашенным редактором.

Заказчик: провинция Лимбург, арт-центр Z33 (Бельгия),
Архитекторы: Francesca Torzo architetto (Италия),
Конструкторы: Conzett Bronzini Partner (Швейцария), ABT België (Бельгия),
Площадь: 4 664 м2,
Завершение проекта: 2019 год,
Кирпич: специальный кирпич (плитка) ручной работы Petersen Z33 производства Petersen Tegl, формат 130x200x37 мм (Дания).

Галерея