Музей Лакенхал в Лейдене. Переплетение кирпичной ткани

Фасады музея Лакенхал в центре Лейдена покрыты особой кладкой из кирпича «вассерштрих» датского завода Petersen Tegl: она напоминает о переплетении тканей, которыми славился этот город. MDL-Lammermarkt-01-LR.jpg

Историческое здание Лакенхал похоже на дворец богача, но в нем никто никогда не жил. Его название переводится как «суконные ряды», то есть там торговали тканью, оценивали и «сертифицировали» ее. Это были тонкие шерстяные ткани «лакены»: голландское слово, обозначающее любое сукно, стало известным всей Европе лейденским «брендом». Славу продукция местных ткачей приобрела еще в средние века, а в 1641 году, когда был построен Лакенхал, город процветал именно благодаря текстильной промышленности, работавшей на экспорт.

CHE_0007.jpg

Но к началу XIX века ситуация на мировом рынке изменилась, и производство ткани перестало быть для Лейдена доходным. В 1820 Лакенхал был закрыт, побывав затем то цехом, то больницей, а с 1869 превратился в городской музей. Туда постепенно переносили накопленные в ратуше исторические и художественные ценности, размещали ценные архитектурные детали из сносимых зданий. Скоро места для них перестало хватать, и в 1890 на средства одного мецената возвели просторный выставочный зал, а в 1922 другой благотворитель построил целое крыло.

CHE_0006.jpg CHE_0019.jpg

К началу XXI века Лакенхал пришел популярным и важным музеем, но с лабиринтом множество раз перестроенных помещений, где легко было запутаться. И вновь здесь не хватало свободного места. Поэтому в 2013 был проведен конкурс: на реставрацию и реконструкцию комплекса, превращение его в ясный и удобный посетителям и кураторам современный музей с полным учетом его многообразной и сложной истории.

CHE_0002.jpg

Реставрацию поручили знаменитому лондонскому бюро Julian Harrap Architects, которое занималось, помимо прочего, Новым музеем в Берлине, а архитектурную часть доверили молодой голландской мастерской Happel Cornelisse Verhoeven. Как поясняет со-основательница этой студии Нинке Хаппел, основой проекта стала мысль о единстве и разнообразии четырех зданий: трех исторических и нового крыла, ведь все они равно просторны и облицованы кирпичом. Современная часть подчеркивает особый характер семейства старых построек и выступает их «внуком из XXI века».

CHE_0034.jpg CHE_0036.jpg

Новое крыло ван Стейн – как и при предыдущих перестройках, музею на помощь пришла благотворительница, Карла ван Стейн подарила ему 5 миллионов евро, – интересно тем, что проходит сквозь весь участок и обращено на две параллельные улицы, точнее, на канал и площадь, совершенно разными фасадами, но из одинакового кирпича. На канал Ауде-Сингел, когда-то – ров у городских стен, ставший важной лейденской «магистралью», выходит камерный фасад музейного кафе «Лакен». Он соседствует с роскошной парадной стороной первоначального Лакенхала и уважительно уступает ему пальму первенства. Двигаясь с юга на север, к границам города, музейное крыло «телескопически» расширяется, и на площадь Ламмермаркт с застройкой разного масштаба и времени гордо выходит четырехэтажным объемом с необычным перепадом-«плечами». Так их называют архитекторы, сравнивающие свое сооружение с человеческой фигурой.

D190 HF Lakenhal Leiden NL (9)-min.jpg
CHE_0023.jpg
CHE_0041.jpg

Архитекторы четко продумали форму своих зданий, материал фасадов – кирпич – был ясен с самого начала, однако выбор конкретной марки и типа кладки делали неспешно и продуманно. Учитывалась палитра цветов и материалов у исторической застройки Лейдена и в самом Лакенхале: кирпич разных оттенков и бентхаймский песчаник с северо-запада Германии. Была важна история города и музея с ее ярко выраженным «тканным» характером – от сукна с его переплетением нитей до образа ткацких фабрик, которых было много на площади Ламмермаркт еще в конце XIX века.

CHE_0020.jpg CHE_0009.jpg

В результате, бюро Happel Cornelisse Verhoeven остановилось на кирпиче «вассерштрих» в формате 228x108x54 мм из ассортимента датского завода Petersen Tegl, известного своим бескомпромиссным подходом к качеству. Для Лакенхала выбрали цвет D190, созданный несколько лет назад по заказу бюро Praksis Arkitekter для своего жилого проекта в Копенгагене, ведь специалисты Petersen всегда готовы разработать для конкретного проекта специальный цвет или форму.

photo_2020-12-30 12.50.54 copy-min.jpg
photo_2020-12-30 12.50.59-min.jpg

Такая открытость к диалогу пригодилась и в этот раз, когда для Лакенхала понадобилось изготовить вручную 13 типов спецформ – из той же глины, из которой делают D190. Кирпичи необычного «профиля» использованы в сплошной кладке на «большом» фасаде и в сочетании с стандартным DNF-форматом – на маленьком фасаде кафе, создавая необычный и привлекательный рельеф.

CHE_0037.jpg photo_2020-12-30 12.50.41 copy-min.jpg

Но главное здесь – все же естественный цвет D190 и его бархатистая, органическая поверхность. Вот как комментирует свой выбор архитектор Нинке Хаппел: «В новом крыле мы использовали кирпич, который напоминает исторические корпуса, но в современном духе. Это закаленный кирпич: после первого обжига его обжигают еще раз, уже при пониженном содержании кислорода. Так получается серо-бежевый цвет, которого не существовало в XVII веке, но который напоминает декор из песчаника старых домов. Вместе с полированным бетоном, темной древесиной дуба и латунью кирпич Petersen Tegl связывает вместе корпуса музея разного времени постройки.» Не менее важно сходство цвета и кладки фасадов с традиционной шерстяной тканью – ее различными типами переплетения и естественными оттенками.

CHE_0045.jpg
CHE_0045 копия.jpg

Хаппел продолжает: «Мы хотели создать здание без дополнительных украшений, но где бы декоративность заключалась в применении материала. Мы решили создать зигзагообразный узор из кирпича специальной формы, с углом 30°, такой кирпич напоминает по форме домик. Северный фасад солнце освещает утром и вечером, поэтому угол 30° создает там игру светотени.»

MDL-Lammermarkt-03-LR.jpg

Архитекторы несколько раз посетили завод Petersen Tegl, где с помощью мокапов – макетов в масштабе 1:1 тестировали виды узорной кладки, проверяли соответствие выбранного цвета их замыслам. Такая тщательность не была излишней: старое и новое в Лакенхале переплетено очень плотно, и любая фальшивая нота могла разрушить впечатление. Так, в музейное кафе посетители попадают сквозь изящную входную арку из песчаника – это подлинный экспонат 1560 года из коллекции музея, вписанный в стену из нового кирпича D190.

CHE_0042 copy-min.jpg
photo_2020-12-30 12.51.01 copy-min.jpg
photo_2020-12-30 12.50.45-min.jpg

Нашлось место этому кирпичу и в интерьере. Бывший задний двор Лакенхала стал теперь центральным атриумом со стеклянными перекрытиями, где посетитель видит сразу все четыре части комплекса – 375 лет лейденской архитектуры. При этом Happel Cornelisse Verhoeven выполнили новый фасад выставочного зала 1890 года из D190: здесь необычная кладка с утопленными кирпичами и полыми вертикальными швами объясняется утилитарными соображениями. За этой стеной спрятаны слой акустического изоляционного материала и система водостока, собирающая дождевую воду со стеклянной кровли.

MuseumDeLakenhal-6436-LR.jpg

Музей Лакенхал в Лейдене, Нидерланды

Заказчик: Городской совет Лейдена (Нидерланды),
Архитекторы: Happel Cornelisse Verhoeven (Нидерланды),
Реставраторы: Julian Harrap Architects (Великобритания),
Конструкторы: Van Rossum (Нидерланды),
Завершение строительства: 2019,
Кирпич:Petersen Tegl «вассерштрих» D190 формата DNF (228x108x54 мм), 13 специальных форматов такого же цвета (Дания),
Фотографы: Ольга Челебаева (Россия), Karin Borghouts (Бельгия), Paul Kozlowski (Франция).

Продуктовая линейка

Petersen Tegl D190 Дания
Вассерштрих
Размер
228x108x54
Цена (м²)
по запросу
Цена (шт.)
по запросу

Галерея